Имена собственные могут быть своеобразными информационными маркерами индивида и отражают мир, в котором существует человек. Смоленские филологи исследуют историю, формирование структурных моделей и роль имён собственных в развитии славянского общества. Популяризация ономастики – науки об именах собственных – способствует укреплению отечественных исторических традиций и воспитанию интереса к истории русского литературного языка и русской литературы.
Ценностное отношение к русскому языку и возможность национальной самоидентификации формируется за счет сохранения знаний о народных традициях и обычаях. Прежде всего, знаний, связанных с отражением в языке истории и культуры. Ономастика помогает приобщению к традиционным общечеловеческим ценностям и знакомит с историей языка и народа. Имена собственные выступают как ключ к пониманию ментальности и воссозданию на основе лингвистической информации сведений о жизни поколения предков. Например, антропонимы – личные имена, прозвища, фамилии людей – характеризуют принадлежность человека к той или иной местности, его профессиональной иерархии и, конечно, определяют его родовые корни. Топонимы (географические наименования) говорят о природном разнообразии региона и в то же время заключают в себе народную мудрость. Так, имена собственные отражают представления и мировоззрения народа и его характер.
Филологи-ономасты СмолГУ на основе памятников деловой письменности Русского государства (первые летописи, грамоты), а также в полевых экспедициях изучают языковой материал и дают комплексное разноплановое описание имен собственных. Исследования показывают, как в различные исторические эпохи шло развитие русской лексики, а языковые единицы становились средством идентификации.
Инна Александровна Королёва – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Смоленского государственного университета (г. Смоленск) – рассказала, что находится в области изучения Смоленской ономастической школы, как можно определить происхождение фамилий и отчеств на Руси по имени главы семьи, какую информацию может содержать топоним, помимо географического названия местности или водоема, а также как ономастика может быть информационным маркером современного общества.
Смоленская ономастическая школа создана около 15 лет назад на базе Смоленского государственного университета. В 2010 году школа была заявлена как официальное своеобразное объединение смоленских ономастов. Возглавляет ее работу доктор филологических наук, профессор Инна Александровна Королёва, которая еще в 2000 году защитила в Московском педагогическом государственном университете одну из первых в России докторских диссертаций по антропонимике – «Становление русской антропонимической системы». Сегодня в рамках смоленской ономастической школы работают профессора Н.А. Максимчук, В.С. Картавенко, Л.З. Бояринова. С учеными СмолГУ тесно сотрудничают ономасты других учебных заведений города, в основном бывшие аспиранты И.А. Королевой и Н.А. Максимчук, ныне преподающие в Смоленском государственном институте искусств, Смоленском сельскохозяйственном институте, Военной академии, Смоленском лицее имени Кирилла и Мефодия, Смоленском медицинском университете и некоторых других учебных заведениях.: кандидаты наук Н.В. Бубнова, А.Н. Соловьев, Н.В. Ланге, Е.И. Попова, О.П. Альдингер, Д.В. Бутеев, О.В. Иванова (они уже имеют своих учеников, работающих по ономастике в стенах своих учебных заведений и популяризирующих увлекательную науку об именах собственных). В стенах СмолГУ идет большая работа со студентами и магистрантами в плане ономастических разысканий.
Как отмечает профессор Королёва, «направлений работы много, каждый находит свои интересы: антропонимика, топонимика, литературная ономастика, ономастика русско-белорусского приграничья, работа по родословным, историко-культурологические разыскания в сфере имен собственных. Ежегодно в стенах СмолГУ проходит международная научная конференция «Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования». Последняя состоялась в онлайн-режиме уже в апреле 2020 года. Вышел в печати сборник материалов конференции. Две студенческих конференции прошли в 2019 и 2020 гг.: «Студенческая ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования». Интерес у студентов огромный: в последней конференции приняли участие около 50 человек. Выпускаются и студенческие научные сборники, правда, электронные. Сотрудничество ведется с кафедрой общего и русского языкознания Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. Частично участвуют в работе конференций представители Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова. С Витебским университетом сотрудничество ведется с 2010 года».
Ономастический поиск филологов проходит с опорой на следующие источники: архивные материалы (в основном, деловые), лексикографические труды, материалы монографий, научных статей, диссертационных работ. Например, в 2018 году вышла книга профессора Королевой «Смоленское дворянство в историко-культурологическом и лингвистическом освещении», которая полностью написана на архивных материалах разного рода. Как подчеркивает автор, «все наблюдения и выводы должны быть достоверными и иметь базу, а не браться с потолка, чем зачастую грешат популярные ономастические труды».
Каковы основные задачи, стоящие перед современными ономастами (или ономатологами), и какое место и значение занимают лингвистические исследования по ономастике и их популяризация?
По мнению руководителя Смоленской ономастической школы Инны Королёвой, «сегодня в обществе в самых разных сферах актуализируется внимание к человеческой личности. Для самого же человека весьма значимы его личностные идентификаторы. Условно говоря, маркеры, знаки, которыми он выделяется в социуме. А это и есть имена собственные. В первую очередь, антропонимы, то есть личные имена, отчества, фамилии, прозвища, в интернет-коммуникации – ники. Также значимы и топонимы, то есть имена собственные, обозначающие географические названия: место рождения человека, его малую родину, место проживания, то есть названия городов, поселков, улиц и т.д. Значительная часть россиян начала интересоваться своими родословными, а это те же родовые именования (фамилии, имена, прозвища) и родовые истоки в географии (места рождения предков, их миграции и пр.). Даже у не очень лингвистически подготовленных людей возникают вопросы: что значит моя фамилия? Имя? Как появилось село (город), в котором я родился? Живу? Как появилось название моей улицы? Почему так называют городской сад (сквер) и т.д. Можно привести примеры, когда общественное мнение (социальный опрос) определяло переименование или непереименование того или иного географического объекта (Гагарин или Гжатск, Тверь или Калинин и др.). Всем этим и занимается особая научная область знания – ономастика (перевод с греческого «искусство давать имена»). Ученые-ономасты (или ономатологи, термин более новый и вводимый сегодня в научный обиход), учитывая потребности социума, занимаются разноплановыми ономастическими разысканиями, причем как собственно научными, так и проводят научно-популяризаторскую работу (популярные статьи, сайты, рубрики в газетах, передачи на радио и т.д.). Появляются словари фамилий, имен, прозвищ, как общерусские, так и региональные. Очень активно обсуждается проблема «мода в ономастике» (как назвать ребенка, дать название новой улице, как писать и склонять фамилии и пр.)».
Научный интерес профессора Королёвой лежит в разных разделах ономастических исследований. Например, в антропонимии – системе имен собственных, изучение которых непосредственно связано с историей pyccкого народа и развитием русского языка. Так, детальное описание фамильной системы показывает, что смоленские фамилии могут быть образованы от названий профессий или иметь диалектные основы, или общие корни с белорусскими фамилиями. Чтобы понять, каким образом сложились основные антропонимические категории – имя, отчество, фамилия, Инна Королёва выдвинула концепцию о происхождении фамилий и отчеств на Руси на базе именований по имени главы семьи. В чем она заключается, а также как изучение и сохранение имен-отчеств-фамилий помогает сберечь общую национально-культурную специфику отечественной антропонимии в целом, ученый-ономаст пояснила:
«Концепция складывания антропонимической формулы именования человека, так называемой формулы ФИО, – это новая концепция моей докторской диссертации, изложена она в монографии «Происхождение фамилий и отчеств на Руси», изданной еще в 1999 году. Суть ее достаточно специфична. В первую очередь, речь идет о времени появления фамилий. В принципе считается, что это довольно поздний элемент формулы, особенно в юридическом оформлении. Я же, на основании исследования архивных источников, в основном памятников деловой письменности, попыталась вскрыть древние истоки семейных именований. Они были уже в Древней Руси, только, естественно, слова «фамилия» еще не было (это заимствование Петровской эпохи). Маркеры обозначались словом « прозвище», которое было многозначным, и одно из значений - «семейное именование» - и обозначало фамилию как семейный идентификатор. Правда, такие идентификаторы могли быть сменяемыми, но могли и закрепляться в документах, становиться юридически значимыми. Главное – это стандартизация именований, то есть своеобразная «подгонка» под действующую модель притяжательных прилагательных, отвечающих на вопрос «чей?» сын – Федоров, Зимин, Бокеев и т.д. Семьи были большими и неделимыми, все в основном жили вместе (дети и их семьи ), поэтому именование главы семьи было очень важным: им маркировалось все, что главе принадлежало. Вот почему и отчества – это традиционный и значимый в русском менталитете элемент формулы именования. Отчества, как я считаю, были не только у высокопоставленных русичей, но и у простых людей. Причем отчества с ВИЧЕМ издревле были важными для всех наших предков, но со временем (уже в Московской Руси) они стали социальным выделительным знаком: простой человек назывался, например, Федор Андреев сын Зимин, а социально значимый индивид – Федор Андреевич Зимин. Поэтому и в отчествах, и в фамилиях заложена историко-культурологическая национальная специфика. Это присутствует в русской антропонимии, шире же – в восточнославянской, так как Древняя Киевская Русь – единое государство русских, украинцев и белорусов. Просто об этом сейчас стали забывать. Наши корни в именовании – общие».
Другим направлением научной деятельности профессора Королёвой является исследование приграничной ономастики (русско-белорусской, в частности, смоленско-витебского приграничья). Ученый-ономаст раскрыла, в чем заключается национально-культурная специфика системы ономастических единиц приграничной зоны: «Исторически и сегодня Смоленщина – приграничная территория. Очень сложные судьбы края (существовало еще древнейшее смоленско-полоцкое княжество, потом Смоленский край входил в состав ВКЛ, Речи Посполитой, объединялись смоленские территории с витебскими и в составе Российской Империи, да и в послереволюционные годы) связали его с Республикой Беларусь. Граница с Витебском у Смоленщины составляет около 200 км. Все приграничные районы (Рудня, Велиж, Красный) – это особые территории. В приграничье своя культура, свои особенности говоров, своя специфика в ономастической системе. Не зря по словам А.В. Суперанской, известного русского ономаста, топонимика – это сплав истории, географии и лингвистики. Топонимика приграничья имеет очень много общего в структуре топонимов (особенно названий сельских поселений), много в основах топонимов общих диалектных основ, много в названиях отражается общих особенностей рельефа почвы, растительного и животного мира, исторических общих событий и пр. Например, топонимическая модель названий на И: Белки, Костыри, Зуи и пр. Топонимы на НЯ: Рудня, Ельня, Лазня, Цигельня и пр. В фамильной системе много общих моделей: например, фамилии на ОВИЧ/ ЕВИЧ/ИЧ – Алексиевич, Федорович, Максимович, Засулич, Прокопович и пр. Фамилии на АГО/ЯГО – Дубяго, Сипяго. Фамилии на КО – Панько, Санько и многие другие. В именнике приграничья есть общие частотные имена, не всегда активные на других русских территориях: Яна, Станислав, Владислав, Богдан. Да, такие имена есть и в других регионах, но частотность на Смоленщине выше, и намного. Так, имя Станислав входит в десятку популярных имен. И антропонимическую систему, и топонимы приграничья изучают как смоленские, так и витебские ономасты».
Чем полезен такой опыт научно-исследовательской ономастической работы в условиях современной языковой ситуации (билингвизма) российско-белорусского приграничья?
«Мы постоянно обмениваемся опытом, собранным материалом, что помогает глубже изучить ономастику приграничья в историко-культурном аспекте, а не только в собственно лингвистическом. В условиях билингвизма интересно произношение одних и тех же географических названий. Например, с Рудней граничит Лиозненский район Витебской области. Лиозно по-белорусски Лёзно. Говорят и так, и так. Попутно: даже названия Витебск и Смоленск исторически созданы по одной модели: Смольньскъ – Витьбьскъ (Смольнеск – Витьбеск, потом выравнивание основ по косвенный падежам: Смоленьска – Витебьска и отвердение)», – объяснила Инна Королёва.
Следующий раздел ономастики, которым занимается смоленский филолог, топонимическая лексика (географические названия). По мнению ученого, в топонимах скрыты данные самого разнопланового порядка, например, лингвистического, исторического, культурологического, этнографического. То есть профессор Королёва рассматривает топонимическую лексику как свернутый лингвокультурный код.
Какую же информацию можно получить, изучая топонимы?
«Да, в топонимах содержится очень объемная информация, как лингвистическая, так и экстралингвистическая. Она закодирована, ее надо уметь прочитать. Лингвистическая информация – это указание на грамматические параметры слова, его этимологию, сочетаемость, изменение в речи. Экстралингвистическая информация – это его история, место в социальном и культурном пространстве, иными словами, его энциклопедические сведения самого разного плана: где находится объект, когда он возник, кто его номинировал, цель номинации, культурное значение, восприятие пользователем и пр. Участвуя в проекте «Топонимия России» в Институте языкознания РАН, я писала специальные карточки топонимов, в которых вся информация представлена. Я писала об интересных смоленских топонимах: Катынь, Гнездово, Рославль, Рудня и др. Проект реализовывался при поддержке РГНФ. Материалы собирались из всех регионов и помещались на сайте в течение нескольких лет, начиная с 2014 года », – комментирует Инна Королёва.
Кроме того, отдельное место среди топонимов занимают региональные гидронимы (в частности, микрогидронимы), в которых тоже заложены лингвистические и историко-культурологические сведения.
По замечанию ученого, «гидронимы и топонимы – это практически единое целое, по крупным классификациям имен собственных их объединяют. Человек в древности селился по рекам, это водные пути в мир, истоки хозяйственной деятельности людей. Часто селения получали названия по названиям водных объектов. Причем важны как крупные реки, так и мелкие ручьи, названий которых нет на картах. Смоленская область – водный край, много рек и озер. Естественно, гидронимы – весьма древние названия, их исследование очень обогащает топонимику как область знания».
Топонимы могут участвовать в раскрытии главных тем времени и эпохи. Это можно проследить в литературных произведениях, где писатель или поэт через топонимическую лексику выражает отношение к малой родине и стране в целом. В центре внимания профессора Инны Королёвой имена собственные в художественном тексте, в частности в произведениях Смоленской поэтической школы.
«Литературная ономастика – увлекательное направление исследований имен собственных. Это стык языка, литературы, стилистики, семиотики. Смоленщина известна именами трех крупных поэтов – М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского и Н.И. Рыленкова. Это основоположники особого литературного объединения – Смоленской поэтической школы, выделенной еще в 1960 году известным русским (советским) критиком и литературоведом А.В. Македоновым. Я занялась изучением имен собственных в поэзии А.Т. Твардовского, самого крупного представителя Смоленской поэтической школы. В 2010 году у меня вышла книга. Пять кандидатских работ под моим руководством защищено по изучению ИС (имен собственных) у смоленских поэтов. И сейчас исследования продолжаются. Например, в нынешнем году 110 лет Твардовскому. У меня вышла интересная статья в Тамбове (в издании «Неофилология»). И в Воронеже вышла статья. Можно в целом сказать, что исследования ИС в художественном тексте смоленских поэтов подтверждают вывод литературоведов, углубляют его: все произведения представителей СПШ автобиографичны и хронотопичны, то есть отражают реальные факты биографии поэтов, точное место действия и время действия в стихах», – поделилась достижениями Инна Королёва.
Разносторонний исследовательский интерес смоленских ученых обнаруживает динамику русского языка в системе разных социально-исторических явлений и процессов общества. Изучение имен собственных помогает восстановить картину прошлой жизни и узнать о культуре, быте и традициях предков.
Как Вы оцениваете с позиции ономатолога нынешнюю тенденцию именного репертуара? Каким образом номинируется объекты, как изменились границы распространения и что показывает лингвистический анализ материала?
«Интересная ситуация сегодня сложилась с русским именником, причем в общероссийском масштабе. Уже четко прослеживается тенденция новой христианизации репертуара имен, даваемых новорожденным. Вернулся, и очень уверенно, обряд крещения, что способствовало обращению родителей к святцам и именам из них. Стараются, чтобы у ребенка был святой покровитель. Поэтому именник полностью практически обновился. Популярными именами стали старые дореволюционные имена: Иван, Никита, Артемий, Федор, Илья, Кирилл, Анастасия, Варвара, Софья. Именник разнообразится за счет имен, у которых немного дней в святцах, но они есть как дни именования святых, в честь которого можно дать имя, а само имя относительно редкое и выделяет ребенка: появились Макары, Евграфы, Елисеи, Тарасы, Захары, Евдокии, Домны, Устиньи, Ефросиньи и т.д. Очень востребованы двуосновные княжеские имена: Ярослав, Ростислав, Владислав, Вячеслав. Безусловно, называют детей и традиционно популярными именами: Александр, Сергей, Андрей, Дмитрий, Екатерина, Елизавета, Ирина и т.д. Но частотность таких имен уже снижена. За этот счет в целом именник расширил свои границы, как мужской, так и женский, меньше стало тезок. Родители стали более осмысленно (конечно, не все) подходить к выбору имени для своего ребенка. Изучение репертуара современных имен – очень интересная тема в антропонимике. В Смоленске ее разрабатывают достаточно активно. Вышла еще в 2005 году книга «Имена на Смоленщине: история и современность». Сейчас исследования продолжаются на материалах смоленских ЗАГСов», – выразила мнение профессор Инна Королёва.
Работа ученых Смоленской ономастической школы подтверждает, что собранный лексический материал говорит о возможности изучить процесс становления языка на региональном уровне в контексте общероссийского и обусловлен географическими особенностями и закономерностями исторического развития российского государства. Имена собственные выступают как свидетельство русской народной культуры, отражают духовные ценности русского народа.